(по материалам СМИ, газета «Сорочинский вестник»)
Восемнадцатый век
Российская империя, желая обезопасить свои границы и торговые пути от хищничества кочевников, твёрдой ногой становится в далёких степях. Трудное дело – обживаться и строить при постоянной угрозе нападения. Крепости ставятся на расстоянии дневного перехода пешего войска. Ночёвка в открытом поле смертельно опасна, степняки могут появиться с любой стороны, неся с собой смерть и горькую неволю. Любая ошибка и невнимательность на работе в поле, на рыбной ловле, на пути может привести поселенца на невольничий рынок в далёкую Хиву, а потом – горькая доля бесправного раба, без надежды на избавление, в далёких странах.
Защитник и покровитель
Как необходим человеку в жизни, полной опасности, могучий защитник и покровитель! И на кого, как не на Архангела Михаила, противника всякой неправды, предводителя Небесного воинства в битве с легионом падшего ангела, возложить свою надежду христианину? И строятся пока ещё убогие деревянные церквушки среди крепостной ограды, и призывают в них в горячей молитве на помощь люди Небесных воинств Архистратига: «Архистратиже Божий, избави нас от нахождения иноплеменных».
Девятнадцатый век
Жизнь на новых российских землях вполне устроилась. Дерзость и дикость кочевников отчасти укрощена силой, отчасти интересом. Взаимовыгодная торговля процветает, строятся торговые дворы, звенят колокольчиками караваны верблюдов, привозя дары Азии к порогу Российской империи. Но вот нет-нет, да грянет беда: слепая сила огня сметёт с лица земли всё то, над чем с любовью и терпением трудилась рука человека. Пожары уничтожали крепости и сёла целиком, оставляя людей без крова над головой и с таким трудом собранного домашнего скарба. Горели и деревянные церкви Божии, вновь возводились и вновь разделяли участь со своим городом: «Архистратиже Божий, избави нас от огненнаго запаления».
Злая воля
И только однажды сожгла Сорочинскую крепость не слепая сила стихии, а злая человеческая воля… Забыли жители крепости крестное целование царю, желая спасти свои жизни и жизни своих близких, открыли ворота гордому казаку в царской порфире. Не пожалел буйный Емельян покорной крепости, приказал сжечь её дотла, уходя от преследования правительственных войск.
Двадцатый век
Разрослось село Сорока. На торговом пути стоит, рядом судоходная Самара. Широки его улицы, богаты торговые лавки, фабрики и мельницы требуют много рабочих рук. Тесно стало в деревянной церкви. Благочестивые жители строят каменную Казанскую церковь, а затем закладывают величественный трёхпрестольный собор, главный алтарь которого посвящают своему покровителю Архангелу Михаилу. Много трудностей пришлось преодолеть при строительстве. Но и сейчас собор поражает нас своей монументальностью.
Нет, не одним талантом народным строилось это великолепие, но любовью и верой народа, помноженной на небесную помощь: «Архистратиже Божий, помоги в добром деле». И кто мог знать тогда, что через тридцать лет после радостных торжеств освящения великолепного собора его красота кому-то будет слепить недобрый глаз, что тридцать лет не будет осенять наш город Крест Христов, не будет звать к молитве колокольный звон?
Но грянула всенародная беда, вошла она болью и страхом за своих близких в каждый дом. И просили покровителя христолюбивого воинства: «Архистратиже Божий, спаси и сохрани!». И даже жестокие к вере своих отцов правители поняли, как нужна народу вера в это трудное время. И опять возводится в Сорочинске маленькая убогая церквушка, посвящённая Архангелу Михаилу, в память о поруганном величественном соборе. И снова колокол зовёт людей к молитве, а золотые кресты благословляют верных и заблудших чад Православной Церкви. А когда исполнилось время, воззвал Господь к сердцам людей, вновь призвал на ниву доброго дела усердных тружеников. И чудо воскрешения великолепного Божьего храма, казавшееся уже невозможным, как-то незаметно совершилось на наших глазах…
Двадцать первый век
Храм Архистратига Михаила вновь поражает всех своей красотой. Не грозят сорочинцам ни нападения степняков, ни кары гонителей веры. О чём же молятся сейчас православные жители степного края? Каких милостей ждут от Бога, о чём просят небесного покровителя нашего города, Архистратига Небесных Сил? Сохранили они огонёк веры, переданный им через толщу веков предками? В эти праздничные дни эти вопросы задаются каждому из нас.
Протоиерей Иоанн Хижняк