Обязательно ли православному христианину погружаться в купель на Крещение? | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
17 января, 2013

Обязательно ли православному христианину погружаться в купель на Крещение?

Бузулук. Накануне праздника Богоявления, читатели СМИ части задают вопросы по поводу погружений в проруби, набора Крещенской воды и Сочельника. На вопросы, поступившие из редакции газеты «Российская провинция» отвечает иерей Иоанн Ковалев, клирик храма Всех Святых Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря г. Бузулука.

Вопросы: 

1. Обязательно ли православному христианину погружаться в купель на праздник Богоявления? Можно ли заменить это чем-либо другим?
2. Говорят, что есть Крещенский сочельник, такой же строгий как и Рождественский, когда нельзя употреблять скоромную пищу?
3. Почему некоторые считают, что нужно брать «малокрещенскую» воду, которую освящают накануне, 18 января, правильно ли это?

Ответы:

1. Палестинский обычай погружаться в Иордан на Богоявление и в течение всего года, прижился в России, хотя и не совсем подходит к нашим погодным условиям. Уж больно отличается температура воды и воздуха. Благодать исходит от Бога, а не от ледяной воды. Можно облиться и теплой водой благодаря Бога за великую милость и, не искушая Его, ожиданием неоправданных чудес. Православные хранят святую воду в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.
2. В первые века Крещение и Рождество праздновалось в один день, как и до сих пор это делается в Армянской церкви. В то же время некоторые христианские общины акцентировали внимание на те или иные события из жизни Спасителя. Отдельное празднование Рождества и Богоявления повсеместно как общепринятое установилось в IV в не без влияния последователей Никейского собора, таким образом, Крещенский и Рождественский это один и тот же сочельник, разделенный на два дня и предуготовляющий нас к двум великим праздникам, одинаково строгий. Накануне этих праздников едят сочиво. С одной стороны это происходит в подражание посту пророка Даниила и трех отроков питавшихся, семенами земными, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1,8) и согласуется со словами Евангелия: «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13, 31—36).
3.Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают. Крещенская вода, как и Причастие, принимается верующими только натощак. «Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. « Малокрещенская», «Иорданская» и «Богоявленская»  –  это одна и та же вода, освященная одним и тем же чином и имеющая одну и ту же благодатную силу.
Помоги Вам, Господи!