Бузулук. 21 декабря 2017 года, в субботу по Богоявлении, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию в храме Всех Святых Свято-Тихвинского Богородицкого женского монастыря.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Александр Бузыгин – старший священник монастыря, протоиерей Василий Илларионов, протоиерей Александр Тарасов, иерей Михаил Цапяк, иерей Александр Мишучков, диакон Давид Ганиев. Пел хор под управлением монахини Гавриилы. За богослужением молилась игумения Пантелеимона (Кривенкова) с сестрами.
В слове архипастырь подробно остановился на евангельском чтении дня, которое было посвящено победе над искушениями. «В сегодняшнем чтении мы видим, как Господь воплощает Свои слова о посте, бодрствовании и преодолении искушений. После Крещения на Иордане Он грядет на величайший подвиг поста, бдения и борьбы с сатаною.
Почему именно сразу после Крещения? Чтобы показать нам, что и мы после Крещения подвергаемся искушениям, которые продолжаются до самой смерти телесной. В Крещении сила Божия очищает и вооружает нас – и посылает на брань с искушениями.
Иисус Христос провел сорок дней и сорок ночей в пустыне без еды и питья, со смирением и послушанием Богу. Ради нас, грешных, Христос и сошел на землю, чтобы тем показать неизмеримую любовь Свою к человечеству, которое Он очищает Своим постом и учит Своим примером.
После сорокадневного непрерывного бдения, поста и молитвы Иисус Христос взалкал, и тогда приступил к Нему искуситель и начал искушать Его.
Первое искушение искуситель направляет на тело, на истощенное от голода тело Спасителя, потому и говорит Ему: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. А почему диавол не претворил камни в хлебы и не предложил Иисусу? Причина совсем проста: потому что не может. В немощи своей он ищет, чтобы Сам Иисус создал для него средство для искушения. Иисус мог сделать это и без чьего бы то ни было совета, если б только захотел. Он же сказал ему в ответ, что написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Второе искушение искуситель направляет на ум – берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: „Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею“ (Пс. 90:11-12). И здесь диавол снова начинает со злобных слов: если Ты Сын Божий. Но, се, здесь и он начинает использовать Священное Писание, давая приведенным глаголам совершенно ложное истолкование, каков обычай всех врагов Бога и закона Божия.
Третье искушение искуситель направляет на сердце. Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Это было искушение богатством, властью и славою. Бесчисленны те, кто попадает в эту западню диавольскую. Как может диавол даровать то, что ему не принадлежит? Ибо сказано пророком: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней“ (Пс. 23:1). Но диавол лжет, поскольку он, по словам Самого Спасителя, „лжец и отец лжи“ (Ин. 8:44). На его ложь поддаются лишь малоумные, забывающие, что живый и истинный Бог является всемогущим и единственным Владыкою мира. То, что Бог дает людям, – людям на пользу; а то, что диавол обещает дать и, как мнится, дает, – людям на погибель.
Господь наш Иисус Христос возгласил: отойди от Меня, сатана. Но для нашего научения Он и этого не оставил без обоснования и ссылки на Священное Писание; потому Он добавил: ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Три главных сатанинских искушения, которыми сатана искушал Господа Иисуса Христа и искушает каждого из нас: сластолюбие, честолюбие и сребролюбие.
Все эти три искушения Господь наш выдержал победоносно, и притом в самых тяжелых условиях: Он и алкал, и жаждал, был и без крова, и без друзей, в пустыне, в одиночестве. И перенес Он искушения так, что диавола обратил в бегство. Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему.
Будем же и мы бороться с искушениями, тем более, что Господь оставил нам оружие, научив постом и молитвой изгонять род сей; сошествием Святого Духа Бог освятил всё водное естество, через Иоанна Предтечу научил нас покаянию, оставил нам Таинство Причащения Святых Христовых Таин, благодаря чему мы имеем возможность очистить свою душу так, чтобы не осталось ни следа, ни пятна. Аминь», – сказал епископ Алексий.
Игумения Пантелеимона (Кривенкова) поблагодарила Владыку за молитву и преподнесла ему просфору.
Накануне, 20 января, храме Всех Святых епископ Алексий совершил вечернее богослужение.
Пресс-служба Бузулукской епархии