Бузулук. 24 августа 2025 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, попразднство Преображения Господня, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, архимандрит Ефрем (Матынцев), иерей Михаил Цапяк, иерей Анатолий Марченков, иерей Игорь Ивашков и диакон Иоанн Шумилин.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Наталии Задориной.
По отпусте Литургии Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с воскресным днем и Успенским постом.
Сегодня Святая Церковь назидает нас весьма важным и назидательным для нас повествованием Священного Писания. Господь предлагает нам притчу, которую мы должны всегда помнить. А притча такая.
Он уподобляет Царство Небесное, Страшный Суд, господину, который решился сосчитаться со своими рабами. Так именно будет на Страшном Суде. И вот он призывает одного, второго, третьего, и вдруг к нему подвели человека, который имеет долг пред ним, величайший. Хотя Евангелие ставят число 10 тысяч талантов, но это число неопределенное, то есть бесчисленное множество. Если он все это будет стараться вернуть, то не сможет никак. Отец Иоанн Кронштадтский умножая эти 10 тысяч талантов, говорит, что это несколько многотонных грузовых машин серебра. Вот сколько.
И вот тогда этот раб, видя свое безысходное состояние, пал перед господином и стал молить: Государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу (Мф. 18:26). И тот, видя искреннее раскаяние, простил и отпустил его с миром. Выйдя из темницы, он с радостью стал благодарить Бога. Пришли к нему его друзья, как Евангелие говорит, клевреты, и тоже стали радоваться, что он избавлен от этого, можно сказать, пожизненного заключения. Но вдруг среди этих клевретов, друзей, подошел к нему также радуясь человек. И он, этот раб, оказывается лукавым. Он вспомнил, что этот друг должен ему несколько динариев, и, схватив его, душил, говоря: «отдай мне, что должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошёл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга (Мф. 18:28-30).
Друзья тогда вернулись и рассказали все господину. Тогда государь призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга (Мф. 18:32-34).
Такие трогательные события нам предлагает сегодня Евангелие Успенским постом. О чем же нам говорится? Мы не будем мысленно осуждать этого злодея, но посмотрим на других злодеев, на самих себя. А не так ли мы поступаем? Мы на исповеди каемся: Прости меня Господи в том, в другом. Священник читает разрешительную молитву и все прощается. И человек с легкостью после исповеди подходит к причастию и живет опять свободно. И каждый человек испытал на себе свободу избавления от грехов после покаяния истинного. Поскольку нет человека без греха, то нет человека, который не может это пережить в своей жизни – и тяжесть греха, и сладость покаяния.
Но вот если же мы после покаяния, после этой сладости, радости, очищения грехов, если не найдем в себе силы простить ближнего, то вот участь – вернуться обратно в темницу. И так бывает в жизни, вдруг человек чувствует тяжесть. То есть Господь возвращает ему тяжесть греха. Это тоже бывает у нас. В чем дело? Бывает подходят и спрашивают: «Батюшка, что ж такое? Вроде бы у меня такая была радость, и вдруг тяжесть на сердце. Такая же, как была до исповеди, в чем дело?» Мы тогда говорим: «Дело в том, подходил к тебе брат, ты простил его?» «Нет. Ну как его простить, он меня так обидел!» «Ну вот ты не простил, и тебя не простили. Возвращаются тебе грехи твои». И ты уже гражданин ада. Ведь царство Божие начинается здесь, и рай, и ад в сердце здесь. Если мы не находим силы простить, то мы уже в аду.
Я уже не буду приводить все те примеры, которые по этому случаю были бесчисленные в Церкви Божией. Как помните диакон Евагрий и священник Тит, которые имели между собой сильную вражду? Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: «Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя». Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит Умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: «Прости и благослови меня, отец мой!» Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: «Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем». И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: «Что все это значит?» И он рассказал: «Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня». Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: Прощайте, и прощены будете (Лк. 6:37).
Вот что бывает. Но разве после этого мы можем не прощать друг друга. А ведь среди нас бывает тоже такое. Казалось бы, мы все это знаем. Ну согрешили против друг друга. Все, тяжело. Но солнце да не зайдет в гневе вашем (Еф. 4:26). Не ложитесь спать. Пока не примиритесь. Пока не возьмете телефон и не скажите своему обидчику: «Прости меня». Всё. Нет, спокойно засыпают, спокойно живут дальше во вражде друг к другу.
Это что же такое? Мы это говорим вам тысячекратно уже. Вы эту историю знали и знаете. И ещё раз повторяю вам. Но ведь не прощаем. До сего дня бывает среди нас, что вот он такой, он сякой, а я хороший. Да какой же ты хороший, если не прощаешь? Ты гражданин ада, а не земли. И вот поэтому слушая сегодня эти слова Успенским постом, будем прощать друг друга. Помните, братья и сестры, если мы не прощаем, то Бог не простит нам.
Вот этого я всем нам желаю. И Бог Своей благодатью да помилует и вразумит всех нас, даст нам силы проводить свою земную жизнь именно таким образом. Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина




















