Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
14 января, 2025

Обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа

Бузулук. 14 января 2025 года, в праздник по плоти обрезание Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379), епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе.

Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, архимандрит Ефрем (Матынцев), иерей Вадим Зотов, иерей Анатолий Марченков и диакон Иоанн Шумилин.

 Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением Наталии Задориной.

По отпусте Литургии Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с праздниками. Сегодня мы отмечаем три праздника: великий праздник обрезания Господня, праздник в честь святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской и праздник в честь Нового года по старому юлианскому календарю. Побеседуем для нашего назидания об этих праздниках.

Праздник обрезания Господня – это праздник, простирающийся от Ветхого Завета, ибо в Ветхом Завете было установлено совершать обрезание над младенцами мужского пола в восьмой день, когда нарицали имя человеку, и он становился уже в числе тех избранных Божиих, которых через Авраама Господь призвал ко спасению. И вот Иисус Христос, когда исполнилось Ему восемь дней от Рождества, Преблагословенной Материю Своей и Иосифом Обручником, был принесен в Иерусалимский храм, для совершения этого Таинства.

Это Таинство знаменательно тем, что Спасителю дали имя Иисус. Это не то, что так пожелала Матерь Божия или Иосиф Обручник, но сам Господь через Архангела Гавриила, благовествовал Матери Божией, что родится от Нее Сын и нарекут имя Ему Иисус, которое означает спасение. Поэтому мы именуем Господа Иисуса Христа – Спасителем нашим, ибо Иисус переводится как спасение. Спасение духовное, спасение телесное, спасение временное и вечное. Ведь сколько мы терпим бедствий, сколько раз спасал нас Господь, Он есть Спаситель!

И вот в этом Таинстве начинается дело нашего спасения. Именно обрезание, которое связано с железом, с кровью, символизирует еще и страдания Спасителя на кресте, когда копием было прободено Его ребро, когда гвозди пронзили Его руки и ноги, и пролилась Его пречистая кровь. И так, с младенчества начинает Он спасение наше. И вот в этом празднике мы все это видим. Но Церковь установила это празднование как великий праздник еще и потому, что были с древних времен, которые считали Спасителя только лишь призрачно принявшим плоть. Монофизиты и монофилиты, до сих пор существуют такие исповедания.

И вот для их обличения на IV Вселенском соборе было веским аргументом то, что Господь имел не призрачное тело, Он принял обрезание, значит имел тело настоящее. Ведь Ему совершенно не обязательно было это делать, но для того, чтобы не только словом, но и примером показать исполнение заповедей Божиих, ибо Сам Он говорит, что кто исполнит заповеди, тот пребывает во Мне, и Я в нём (Ин. 15:5). Он исполнил заповедь, которая была дана людям Им же.

И вот так, братья и сестры, прославляя этот праздник, будем исполнять заповеди Божии. И будем помнить, что Спаситель наш Господь Иисус Христос с младенческих лет начал совершать дело нашего спасения. И этим спасением последовали все праведники, которые унаследовали Жизнь Вечную.

Таковым праведником, одним из ярких светил в лике святых, является ныне прославляемый Василий Великий. Он прожил всего 50 лет, но сделал столько, что не могли, наверное, сделать несколько человек. Он родился в 329 году, и мирно скончался в 379 году. Родился в Кесарии Каппадокийской в благочестивой семье. В семье было десять человек детей – пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро детей потом были причислены к лику святых Василий, Макрина, Григорий — епископ Нисский, Петр — епископ Севастийский, праведная Феозва — диаконисса и сама мама Емилия, сегодня воспоминаемая.

И вот Господь из того семейства воздвиг защитника Церкви Божией. Были трудные времена в IV веке, хотя шло бурное развитие Церкви после прекращения гонений, но ереси вошли в Церковь. И вот тогда при императоре Валенте и при градоправителе Модесте в Каппадокии, Василий Великий был привлечен к ответственности на суд. Модест говорит ему, что мы лишим тебя всего имения, мы предадим тебе мучениям, сошлем в изгнание и в таких страшных муках окончишь свою жизнь. Казалось бы, такие угрозы, которые несовместимы с жизнью и со спокойствием человека, но не Василия Великого. Он со спокойным сердцем отвечает ему при множестве народа: Если ты отнимешь у меня имение, то и себя этим не обогатишь, и меня не сделаешь нищим. Что я имею? Полагаю, тебе не нужны эти ветхие мои одежды и несколько книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня. Потому что я не связан местом. То место, на котором живу теперь, не мое. И всякое, куда меня ни сошлют, будет мое. А мучения что могут сделать мне? Я так слаб, что разве только первый удар будет для меня чувствителен. Стерплю. Смерть же для меня — благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Которого живу и тружусь и к Которому давно я стремлюсь.

И тогда Валенту предали, что действительно, что он говорит, это так. У него нет имения, он бесстрашный, он желает быть со Христом. И поэтому ничего подобного он не боится. Но это же идеал жизни. Модест посоветовался с императором Валентом и тот говорит: «Слушай, такие люди нужны нам как образец. Отпусти его с мира. И сам приходи на его богослужение, посмотри, чему он учит».

Модест пришел на службу. Полный храм народа, идет чтение псалмов и в храме такая тишина, благоговение, люди с вниманием слушают Слово Божие. И он тогда, как и потом легаты князя Владимира, сказал: «Я не знаю где нахожусь, на небе или на земле».  Такое благоговение, такая молитва, храм наполненный народом, действительно это благодать Божия исходит не только из уст самого святителя, но и от всех его служителей, от всех его прихожан.

И больше его не трогали. Какие там гонения были, всех пленяли, а к нему не подходили. И так он мирно скончался. Ну, конечно, 50 лет. Это, можно сказать, самый расцвет сил. Но он исчерпал все свои силы и даровал нам множество творений. Даровал нам Литургию, которую мы сегодня слышим. Апостол Иаков написал Литургию, которую служили в прежние времена до IV века, Василий Великий отредактировал ее. После Василия Великого Иоанн Златоуст отредактировал Литургию Василия Великого. И Святая Церковь приняла литургию Иоанна Златоуста для ежедневного употребления, а Литургия Василия Великого служится только 10 раз в году. Потому что она более продолжительная, молитвы длинные, хор поет умилительно.

Его же молитвами да дарует Господь, и нам крупицу, частицу той ревности, той жизни, которой жил святитель Василий Великий.

Ну и пару слов скажем о Новом годе. У нас, как видите, есть Новый год по новому стилю, мы его все прославляли, поскольку государство живет этим календарем. И сегодня по старому юлианскому календарю Новый год. Мы тоже прославляем Господа, благодарим Бога, ибо на Новый год, в первую очередь, мы должны благодарить Бога, что год прошел. И просить у Бога благословение на предстоящее новолетие.

Время – это самое ценное, что дает нам Господь. Ничто не может сравниться с ценностью времени. Ибо все можно приобрести, все можно найти, все можно вернуть, но время неумолимо. Оно прошло, его никто не может вернуть. По времени человек или спасается, или погибает. И бывает одной минуты достаточно, чтобы погубить всю свою блаженную вечность. Одной минуты, одного греха достаточно, чтобы потом всю жизнь каяться. Вот что значит время. Поэтому апостол Павел говорит: Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри,искупующе время, яко дние лукави суть (Еф. 5:15-16). Будем просить, чтобы Господь, предстоящий год даровал нам во спасение, сохранил нас от падений, сохранил нас от грехов, а если грешим, чтобы даровал нам время на покаяние. Все это дает время.

И поэтому сегодня, возблагодарив Господа Бога, отслужим молебен на новолетие и будем благодарить Самого Господа, Царицу Небесную и Василия Великого. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных. Аминь».

После Литургии Владыка Алексий отслужил молебен на новолетие.

Пресс-служба Бузулукской епархии

Фото Александра Шарохина