Бузулук. 1 мая 2024 года в Великую Среду епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Литургию Преждеосвященных Даров и накануне вечернее богослужение в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики собора архимандрит Ефрем (Матынцев), иерей Вадим Зотов и иерей Анатолий Марченков. Пел хор под управлением Наталии Задориной.
На богослужении были вознесены особые прошения и молитвы о святой Руси, о завершении строительства Свято-Троицкого кафедрального собора, а также специальная молитва о помощи и утешении всех пострадавших от наводнений в Оренбургской области.
По отпусте Литургии Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с Великой Средой! Особый день сгодня, который в течение всего года воспоминается постным днем. По той причине, что именно сегодня, ученик Спасителя, Иуда решил предать Спасителя нашего.
Случилось это так, когда Господь был в дому Симона прокаженного, вечерял там, и вдруг в это время заходит на эту трапезу женщина, о которой шла недобрая слава. Все ужаснулись, что она вошла. Она, молча взяла и открыла сосуд с драгоценным миром. Таким миром помазывали царей на царство. Это миро было очень дорогое. И как толкователи говорят, что она, конечно, все свое имение отдала, чтобы приобрести его для того, чтобы помазать Спасителя, от которого она чаяла избавление от своих грехов, потому что совесть ее обличала.
Она открывает сосуд, и храмина наполняется благоуханием, все в трепете смотрят, что дальше будет происходить. А происходит то, для чего она и пришла. Она возливает это мира на Спасителя. И своими волосами со слезами отирает ноги Господу. Падает перед Ним и отирает. Верные ученики возблагодарили Господа за такую милость, за такую верность, но не все. Иуда предатель был совершенно другого склада. Он, как говорит Евангелие, вознегодовал на этот поступок. И сразу говорит Господу и ученикам, для чего такая трата стольких денег? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим (Мф. 26:9).
Но Иоанн Богослов говорит, не о нищих заботился Иуда, а потому что был тать, вор. Он носил ковчежец со средствами, куда люди жертвовали на всех учеников и на Спасителя, на их пропитание. И он, как выражаются толкователи, опускал туда свою нечестивую руку. Крал эти церковные деньги. И поэтому сейчас, как только увидел эту трату, у него все затмилось. И то, ради чего она принесла это, и все, что она сделала, для него только одни серебряники.
Он встает с этой трапезы и уходит. Идет к книжникам, фарисеем, первосвященникам, которые искали смерти Спасителя, и говорит: Вы ищите Его, Я вам Его предам! А почему так, что они не могли Его схватить? Потому что народу всегда окружало Его множество. И вот вдруг, когда они искали, как, каким же образом подойти к Нему, как Его схватить? Вот, пожалуйста, случай. Пришел ученик и говорит: Я его предам. То есть, скажет, где находится в потаенном месте ночью. Они возрадовались и обещали ему 30 сребреников. И тут же дали ему эти сребреники.
С этими сребрениками он иногда пишется на иконах, уже отворачивается от Спасителя, от учеников и взирает на эти деньги. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что сребролюбие есть величайшее зло, первое зло. И как мы видим здесь, зло даже худшее, чем блуд, блудница покаялся. А он предал Спасителя.
Кто он? Который был всегда рядом с Господом. Он слышал Его слова. И вот тот же святитель говорит, ну как же, разве можно так, если в церкви думать о средствах, о деньгах? Если где-то в святом месте думать о них? А он рядом с самой Истиной был. Но сердце у него было не с Истиной, а с этими деньгами. И вот поэтому, святитель Иоанн Златоуст говорит, предупреждает нас, Бог сотворил человека господином Вселенной. Дал ему власть над всем видимым миром, над одушевленным и неодушевленным. И животные, и вся тварь покоряются человеку. И вот так должны эти средства покоряться. Мы должны господствовать над этими средствами, но не допускать, чтобы что-то господствовало нами. Бездушные сребреники оказывается, могут господствовать над нами.
И так мы видим, действительно, люди, пристращенные к средствам, считают, что эти деньги их спасут, дадут им свободу. Спросите любого бизнесмена, у которого цель жизни обогатится, он скажет, да вы что, деньги мне дают свободу, через деньги я делаю что хочу. Нет, голубчик, деньги не дают тебе свободу. Деньги поработили тебя, ты раб денег! И не делаешь, что хочешь. Как Иуда хотел бы следовать за Господом, но он отошел и предал Его. Так и любой сребролюбец не делает то, что надо делать, а делает то, что прикажут эти окаянные деньги. И человек погибает.
Вот поэтому в течение всего года мы воспоминаем этот случай, это предательство постным днём. И всегда, когда в среду пост, вспомнить надо – для чего пост? Для того, чтобы нам не быть рабами денег. Для того, чтобы быть непорабощенными ими, а пользоваться ими, как Богом данное средство для добрых дел, для пропитания, для всего необходимого для земной жизни. А в пятницу, когда пост, вспомнить как распяли Спасителя, преданного в среду.
Вот такие истины сегодня открываются. И сегодня, как видите, за богослужением вместо отпуста изобразительных читалась молитва «Владыко Многомилостиве…». В конце литургии перед отпустом читалась завершающая молитва Ефрема Сирина и поклон завершающий. Теперь уже до Троицы отменяются поклоны. Поклоны только перед Плащаницей.
Слава Богу, что мы прошли этот Постный подвиг. Слава Богу, что мы завершили Святую Четыредесятницу и переживаем великие дни Страстной седмицы. Дай Бог, чтобы нам дожить до Святой Пасхи, очиститься, если еще чувствуем, что что-то господствует над нашим сердцем, душою. И с лёгким сердцем, очищенной душой встретить Пасху Христову. Аминь».
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина