Бузулук. 21 января 2024 года в Неделю по Просвещению, Попразднство Богоявления, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий совершил Божественную литургию и накануне всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Бузулукской епархии иерей Дионисий Горбунов, клирики собора архимандрит Ефрем (Матынцев), протоиерей Александр Бузыгин, иерей Вадим Зотов. Пел хор под управлением Наталии Задориной.
После чтения Евангелия Владыка Алексий обратился к прихожанам с проповедью: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Приветствую вас, отцы, братья и сестры, с Неделей по Просвещению, то есть воскресным днем после Крещения Господня.
Сегодня Святая Церковь вещает нам из страниц Священного Писания такие слова: людие седящии во тме видеша свет велий, и седящым в стране и сени смертней, свет возсия им (Мф. 4:16). То есть народ, находящийся во тьме, увидел великий Свет и сидящим в стране и тени смертной Свет воссиял. Вот как именует Господь, еще словами пророка Исаии за 700 лет до пришествия в мир Христа Спасителя, что люди увидят Свет. Конечно, этот Свет – это Солнце Правды, Господь наш Иисус Христос, который пришел в мир просвещать каждого человека.
И, действительно, люди так уклонились от истинного богопочитания, что совсем заблудились. Ибо не может человек сам познать Творца и достойно воздавать Ему поклонение.
Был Богом избран через Авраама еврейский народ, который должен был сохранить богопочитание, но, как видите, и они отошли. Они находились во тьме. И Господь пришел и возгласил: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4:17).
Этими же словами начал Иоанн Креститель свою проповедь. Почему же так, проповедь о Свете Христовом, начинает Господь со слов о покаянии? Иоанн Креститель готовил людей к принятию Христа, к принятию этого Солнца Правды, тоже через проповедь покаяния. А дело в том, что без покаяния невозможно увидеть этот Свет. Яко в злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает в телеси повиннем греху» (Прем. 1:4).
Иоанн Богослов говорит: Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот ещё во тьме (1Ин. 2:9). Именно в этой тьме языческой. И мы тоже, крещенные с младенчества, считаем себя во Свете пребывающими, но вот глаголами Иоанна Богослова проверим себя. Мы действительно во Свете или нет? Если воюют в нас страсти, если ненависть, вражда, злоба, если нет любви в нас, то, конечно, мы находимся во тьме.
Вот как ужасно. Кажется, мы рождены в христианстве, приняли крещение, находимся в храме Божием, трудимся, но можем оказаться во тьме, ради того, что не очищаем себя. А ведь эта тьма равносильно тому, как если солнце зайдет, и кругом тьма. Так и тьма греховная проходит во все наши дела, нашу жизни и затмевает все. Каждый может вспомнить свои грехи, свои страсти, как они борются с нами. Это тьма борется со Светом.
И, сегодня, слыша эти слова, будем же внимательны к своей жизни, чистосердечно каяться в своих грехах и стараться исправить свою жизнь, чтобы не было у нас ни злобы, ни вражды, ни ненависти, ни какой-либо нечистоты. И чтобы эта тьма не имела части в нас. Господь наш Иисус Христос сказал: грядет бо сего мира князь и во мне не имать ничесоже (Ин. 14:30). Можем ли мы сказать такое? К сожалению, нет. Будем же чаще каяться, сразу же, как только согрешили пред господом Богом, где бы то ни было, сразу каяться: прости меня Господи. А в урочное время, когда пришли на исповедь, то покаялись во всех грехах. Специально Господь дал нам Таинство Исповеди. Мы каемся пред Господом, и Он прощает нам наши грехи, не оставляя ни следа, ни пятна от этих грехов. Так человек очищает себя и живет опять во Свете.
Вот об этом Свете будем помнить всегда, братья и сестры. Для этого вещает нам сегодня Господь, дабы мы жили в этом Свете. Стремились к свету духовному, очищались себя от всякой тьмы греховной и благодарили Господа Бога, что Он пришел нас ради человек и нашего ради спасения. Нам же только остается оставаться в этом Свете, благодаря Господа Бога и шествуя по пути ко Спасению. С праздником всех приветствую! Аминь.
После богослужения Владыка Алексий, обращаясь к прихожанам, объявил, что с сегодняшнего дня богослужения продолжатся в Преображенском храме Свято-Троицкого кафедрального собора, а в самом Соборе продолжатся строительные работы, завершение которых планируется к началу Великого поста, после чего богослужения возобновятся в Свято-Троицком кафедральном соборе.
Пресс-служба Бузулукской епархии
Фото Александра Шарохина