Добродетель послушания в современных монастырях | Бузулукская епархия
Бузулукская епархия
Оренбургской митрополии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
7 июля, 2018

Добродетель послушания в современных монастырях

Санкт-Петербург. 2 и 3 июля 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре работал круглый стол на тему «Добродетель послушания в современных монастырях: практические аспекты». Регистрацию прошли 170 участников, в том числе: 13 архиереев, 60 игуменов, 38 игумений из 86 епархий Русской Православной Церкви.
В работе круглого стола по благословению епископа Бузулукского и Сорочинского Алексия принял участие наместник Спасо-Преображенского Бузулукского мужского монастыря игумен Виталий (Климов).
Открывая мероприятие, архиепископ Сергиево-Посадский Феогност передал участникам собрания благословение Святейшего Патриарха Кирилла, поблагодарил митрополита Петербургского и Ладожского Варсонофия и настоятельницу Воскресенского Новодевичьего монастыря игумению Софию (Силину) за предоставленную монашествующим возможность снова встретиться в северной столице и пожелал собравшимся плодотворной работы.
Далее вниманию участников были предложены доклады секции «Послушание – дыхание монаха». Митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор в своем выступлении на тему «Послушание как фундамент духовного возрастания и приобретения других добродетелей» напомнил, что духовные истины, которым учит Церковное Предание, должны являться для нас не столько теоретическим знанием, сколько тем необходимым опытом, которым мы должны жить и который должны изучать в реалиях современности.
Доверию и любви, как основам духовного руководства, было посвящено выступление епископа Касимовского и Сасовского Дионисия. Тема «Послушание как основа взаимоотношений послушника и духовного отца», по мнению епископа Дионисия, всегда порождает много вопросов: как выбрать духовного наставника, как относиться к его немощам, может ли старец ошибиться, и может ли это принести вред послушнику? Ответы на эти вопросы есть у святых отцов Церкви и современных подвижников. Должен знать ответы на эти вопросы и игумен, осознавая, что руководство монастырем не может ограничиваться только заботой о внешнем благосостоянии братии. Напомнив собравшимся формулу святогорцев – старцем может быть только тот, кто сам был послушником у старца, – владыка Дионисий обратился с вопросом к участникам круглого стола: как же надлежит учиться и учить послушанию тем, кто не проходил этот путь в его классическом понимании? И, отвечая сам на свой вопрос, предложил вниманию собравшихся несколько советов для «старцев поневоле», которые были назначены таковыми и призваны исполнять это послушание.
Игумен Петр (Мажетов), наместник монастыря Свято-Косьминская пустынь Екатеринбургской епархии, в докладе «Подчинение, повиновение, послушание – „что есть что“ и что должно быть в монашеском братстве», посвященном побудительным причинам послушания, в частности, предложил взглянуть на послушание как на целеустремленность, духовное дерзновение.
Архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт свое выступление на тему «Добродетель послушания и стяжание внутренней молитвы» начал со слов благодарности организаторам за подобные встречи, благодаря которым монашествующие обретают возможность возродить прерванную в советские годы духовную традицию. Среди опасностей, возникающих на пути приобретения добродетели послушания, архиепископ Феофилакт отметил желание псевдостарцев подавлять критическое мышление своих учеников.
Игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница Казанского женского монастыря г. Калуги, в докладе «Послушание – основной монашеский обет» подчеркнула мысль, что послушание есть не что иное, как закон жизни человека, с помощью которого он должен воплотить замысел Божий о нем.
Во второй части работы круглого стола на секции «Что такое жизнь в послушании» (на примерах житий святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками) участники выслушали выступления митрополита Почаевского Владимира, наместника Свято-Успенской Почаевской лавры; протоиерея Александра Чеснокова, клирика храма святителя Николая г. Краснодара Екатеринодарской и Кубанской епархии; иеромонаха Рафаила (Янкевича), насельника Санкт-Петербургского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря; игумении Филареты (Калачевой), настоятельницы Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря в Эстонии; игумении Елисаветы (Евдокимовой), настоятельницы Богородицкого Житенного женского монастыря г. Осташкова Тверской и Кашинской епархии. Докладчики поделились воспоминаниями о жизни в послушании у старцев и рассказали присутствующим о подвижниках благочестия, память о которых хранят представляемые ими обители.
По окончании заседаний для участников круглого стола была организована поездка в Кронштадт и посещение мемориальной квартиры святого праведного Иоанна Кронштадтского. Экскурсию провел клирик Морского Никольского ставропигиального собора в Кронштадте иерей Сергий Резниченко.
3 июля монашеский форум продолжил свою работу. В президиуме утреннего заседания секции «Созидание жизни братства в духе послушания» присутствовали: митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Почаевский Владимир; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; епископ  Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусской Православной Церкви (Белорусского экзархата Московского Патриархата); епископ Касимовский и Сасовский Дионисий.
К участникам собрания с приветственным словом обратился митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий, который подчеркнул, что предстоящая на круглом столе дискуссия призвана актуализировать суть монашеского обета послушания применительно к жизни в современном монастыре.
Работа секции была открыта выступлением епископа Лидского и Сморгонского Порфирия, который, в частности, поделился с участниками круглого стола своими наблюдениями о том, насколько быстро продвигаются в духовной жизни те, кто имеет послушание и доверие к духовнику, и какие бури и крушения претерпевают те, кто полагает в основание всего доверие к себе.
Иеромонах Даниил (Константинов), и.о. наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы в докладе «Послушание „о Христе братии“: что это означает в контексте монастырской жизни» на примерах жития близких нам по времени святых показал, насколько важным является для монаха послушание, оказываемое равным по чину. Жизнь монаха-послушника проходит в ежедневном соприкосновении с такими же, как и он, иноками. Оказывать послушание братии в обыденных ситуациях – значит приобретать навык отсечения собственной воли – качества, которое отличало святых учителей монашеской жизни.
Настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова) в докладе «Добродетель послушания в практическом применении монастырского устава» раскрыла тезис о том, что монастырский устав является школой послушания.
Игумения София (Силина), настоятельница Воскресенского Новодевичьего женского монастыря в Санкт-Петербурге, раскрывая тему доклада «Враги послушания – вопросы: „А почему я?“ – „А зачем?“ – „А может, лучше по-другому?“ – „А если я не смогу?“ и прочие: источник их происхождения и методы борьбы», заметила, что желательная часть души стала для современного человека определяющей весь его образ жизни. При высокой культуре интеллекта можно наблюдать крайне низкую культуру сердца.
Игумения Домника (Коробейникова), настоятельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга, продолжила тему обретения истинного послушания в докладе «Как научиться оказывать послушание с радостью и желанием сердца». Игумения Домника сказала о необходимости учиться не только внешнему послушанию, удерживаясь от греха на деле, не обнаруживая свои страсти, но и, главное, одновременно с этим приступать к внутреннему подвигу, изгоняя противление, печаль и огорчение из сердца и ума. Именно благодаря послушанию монастырь превосходит этот мир, и вся жизнь монахов наполняется духом беспопечительности – этот вывод в завершение доклада игумении Домники подвел своеобразный итог всех выступлений, прозвучавших на круглом столе.
После перерыва участники собрания высказывали свое мнение, делились опытом, просили совета в свободной дискуссии на тему «Подвиг послушания в современном монастыре: препятствия, трудности и помощь в их преодолении». Ведущим дискуссии выступил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, который во вступительном слове особо подчеркнул роль игумена в воспитании у братии истинного послушания: игумен сам должен иметь навык послушания, оказывать послушание своему епископу. По окончании дискуссии митрополит Георгий зачитал итоговый документ круглого стола, где была особо отмечена обстановка духовного единства, понимания и взаимного обогащения опытом, в которой прошло мероприятие.
Организаторы и участники выразили глубокую благодарность Святейшему Патриарху Кириллу за возможность соборного обсуждения насущных проблем монашества. Искренняя благодарность за гостеприимство была также принесена митрополиту Санкт-Петербурскому и Ладожскому Варсонофию, настоятельнице Новодевичьей обители игумении Софии и всем, кто трудился над подготовкой собрания.
Также с благодарностью участники отметили организацию ознакомительных экскурсий в Кронштадт и предоставленную возможность поклониться святыням Санкт-Петербурга, осмотреть достопримечательности северной столицы.
Пресс-служба Бузулукской епархии по материалам сайта «Монастырский вестник»
Фото Владимира Ходакова